Порядок важнейших приёмов иконописания

Этапы:

1)  Выбор основы - доски. Обработка.

Подготовка основы к грунтовке. Материалы. Наложение грунта. Очистка наждачной бумагой. Обработка обратной стороны доски.

Рисунок. Подлинники. Материалы. Золочение. Расколеровка (Раскрытие иконы). Оживление.

Олифление.                                     

Каждая икона состоит из четырёх основных частей - слоёв. Первый слой - щит из доски, что является основой иконы.                   

Второй слой - грунт или левкас - приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьем, желатином) .

Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии.

Четвёртый слой - защищающий живопись от внешних воздействий - защитный, или покровный, представляет собой тонкую плёнку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим и работа над иконой распадается на четыре основных этапа:

Выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление её олифой.

 

 

 

Первый этап. Основа.

Выбор основы и её обработка.

Доска для икон готовится из таких пород дерева как: липа, сосна, ель, ольха, лиственница, пихта, бук, кипарис. Самые надёжные породы - кипарис, липа и ольха.

Берёзовые, осиновые, еловые, сосновые доски не практичны, они или смолисты или рыхлы.

Совсем не пригоден дуб, он трескается под левкасом.

Доска должна быть высушена (обычно три года).

 

Шпонка.

В доске (цельной или склеенной) чтобы предохранить от коробления, в тыльной стороне, поперёк древесного волокна, делают расширяющиеся вглубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки - дощечки приготовленные из прочного дерева в форму паза.

Наиболее распространенные  шпонки известны под названием 'сквозных', 'встречных', 'рельефных' и 'плоских'. Форма паза, в который они задвигаются, носит название 'ласточкин хвост'. Шпонки ни в коем случае не клеятся к доске, а для прочности клеятся кончиком или прибиваются гвоздиком. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы - планки различной формы, называемые 'ласточками' , 'карасиками' , 'сковородниками'. К такому креплению прибегают при работе со старой выгнутой доской.

 (см. рис.2, 3, 4, 5, 6, ).

 

Ковчег.         

На лицевой стороне доски вытёсывается плоское углубление, вокруг которого оставляется не тронутая рама или поле, углубление называется 'ковчегом', уступ, образуемый ковчегом, носит название 'лузги'. Встречаются доски с двойным ковчегом. Глубина ковчега для икон средних размеров 2- 2,5 мм., а для досок крупных размеров 3 - 4 мм. (см. рис.? 7, 8).

 

Второй этап.

Подготовка доски к грунтовке.

Подготовка доски и грунтовки заключается в следующем:

Если доска с лицевой стороны сильно гладкая, её следует потревожить. Для этого существует инструмент - Цикля,  похожий на рубанок, но не на лезвие он имеет зазубрины. Когда циклей проводят по доске, то она оставляет зазубрины, они служат для того, чтобы паволока и вместе с ней и левкас держались крепче. Циклю легко сделать и самому (в домашних условиях). Надо подыскать брусок дерева, по размерам чтобы он совпадал с размером рубанка, и вогнать в одну сторону бруска пилку от лобзика, оставив наружу только лезвие. Если же под руками нет такого инструмента, лицевую сторону доски можно слегка поцарапать в разных направлениях каким ни будь острым предметом - шилом, гвоздём, кончиком ножа (глубоких царапин стоит избегать т.к. могут вызвать в дальнейшем трещины на левкасе).

Если в доске имеются сучки или выбоины, прожженные места  (надо обработать, зачистить) их обрабатывают таким образом: с лицевой стороны доски т.е. там где будет изображение, сверлом высверливают часть сучка, только дойдя до половины доски.             Образовавшееся отверстие (углубление) замазываем мелким опилом с добавлением клея ПВА. Клей и опил ставим на глаз так, чтобы получилось жидкая кашица. После первой такой обработки выжидаем сутки, чтобы та область, где был сучок, просела. И снова повторяем процедуру. Даём хорошо высохнуть и если есть неровности убираем их с помощью стамески и наждачной бумаги (обычно крупнозернистой). Так обрабатываются все сучки, а если собираемся писать Хоругвь, т.е. изображение будет наноситься с обеих сторон доски, то имеющиеся сучки убираем полностью. Высверливаем его до конца, на сквозь доски, и отверстие залечиваем аналогичной процедурой которая привелась выше.

Есть и другой способ, когда в образовавшееся отверстие забивают деревянный чоп. Его подгоняют по размеру отверстия и плотно вбивают, можно также на клею ПВА., только этот чоп должен быть соответствующей породы дерева, т.е. дуб, акация не в коем случае. Но этот способ менее практичный т.к. чоп со временем не равного высыхания может выпирать из доски и выдавать левкас и естественно повредить всю живопись, а это не желательно.

Материалы.

Из материалов,  для дальнейшей обработки доски, нужен прежде всего клей. Обычно пользуются клеем животного происхождения, или столярным или рыбьим или желатинным.

1.Столярный клей  - кожный, шубный, мездровый, костный, столярный, малярный, гранулированный. Старые иконописцы предпочитали для левкаса мездровый клей, он является самым стойким в этом отношении.

2.Желатина -  также применяется для левкаса. Он имеет два вида: пищевая желатина и техническая. Получается вываркой овечьих шкурок и шкурок молодых животных. В наше время пищевую желатину легко приобрести на рынках или в продовольственных магазинах.

3.Рыбий клей -  самый лучший, добывается он из плавательных пузырей хрящевых рыб: белуг, осётров, стерлядей. Пузыри очищают, обрабатывают щелочными растворами, промывают и просушивают на солнце. Этим клеем нужно пользоваться с осторожностью, т.к. у него очень высокая клеящая сила, она превышает желатину и столярный клей. При неумении пользоваться могут появиться в грунте трещины.

4.ПВА -  в применение вошёл поздно. Применяется для наклеивания паволоки  на доску. У него есть способность водостойкости т.е. этот клей не пропускает влагу. Изготавливается только заводом изготовителем. Имеет срок годности 12 месяцев. Если клей ПВА густой, его можно разбавить слегка водой, чтобы удобнее применять.

5.Мел - для левкаса также  необходим. Должен быть обыкновенный, просеянный, без не перемолотых частиц. Ни гипс ни алебастр ни белила не в коем случае не заменяют мела. Также не пригодна 'побелка' заводского приготовления.

Если под руками сорный мел, его очищают путём отмучивания: берут два сосуда, в один насыпают на одну третью мел, заливают водой до половины и размешивают так , чтобы растворить мел. На верх всплывает лёгкий сор, на дно оседает песок, сор собирают. Жидкость переливают в другой сосуд процеживая через марлю. Гущу хорошо размешивают, чтобы размельчить кусочки мела и процесс повторяют ещё  несколько раз, после чего оставшийся песок и камешки выбрасывают. Процеженную жидкость размешивают повторно и через одну - две минуты переливают в сосуд через марлю, не давая осевшим песчинкам проскочить через марлю. Это также повторяют 3 - 4 раза, после чего жидкость должна отстояться. Через сутки мел оседает на дно и воду удаляют (сливают), не тревожа мела. Делают небольшой жгутик из марли и опускают один конец в сосуд с мелом, но так, чтобы он не коснулся мела, а другой конец опускают в другой сосуд. Через время вода переливается. Мел сушат и он готов.

Также можно применять для левкаса и зубной порошок, но только 'детский', другие сорта не идут  т.к. содержат соду. Также применим и кусковой мел, но его стоит отмучить. Хорошо подходит и школьный мел. Он очень редко даёт трещины. Не годится искусственный мел, хотя он и очень тонкий.

6.Паволока - льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань. Название связано с понятием 'наволакивания',  'поволакивания',  'заволакивания', доски под левкас тканью. Редкой она должна быть для того, чтобы не задерживать воздух под собой. Иногда её называют ' серпянкой'. Марля не пригодна.

7.Шпатель. Лопатка - для нанесения левкаса на доску. Необходима деревянная, стальная или костная лопатка.  Эту лопатку обычно называют обычно шпателем, 'клёпиком' или 'гремками ' (старые названия).

8.Наждачная бумага -  необходима для шлифовки левкаса, она должна быть средней и мелкой зернистости.

 

 

 

 


 

 
Новости
Епархия
История
Галерея
Литература
Иконопись
протопоп Аввакум об иконном писании
литература
Теория
Гостевая
Контактная информация
 Copyright © izugrafizugraf@inbox.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3